Головка блока цилиндра: описание, варианты

Головка блока цилиндров представляет собой одну из наиболее сложных деталей двигателя, изготавливаемых по трудоемкой технологии. На легковых автомобилях головка блока двигателя, как правило, изготавливается из алюминиевого сплава литьем в кокиль или под давлением. На тяжелых (дизельных двигателях) двигателях применяют головку блока, изготовленную из чугуна методом литья. В таких двигателях седла клапанов охлаждаются и затем запрессовываются. В головке блоков имеются каналы для газов, охлаждающей жидкости, масла, и отверстия под болты для крепления головки к блоку цилиндров.

Головка блока цилиндров выполняет следующие функции:

-уплотнение камеры сгорания

-восприятие сил действия газов

-обеспечение подвижных деталей привода клапанов

-отвод тепла за счет каналов и охлаждающей жидкости у двигателей с водяным охлаждением или за счет крупных ребер охлаждения у двигателей с воздушным охлаждением.

Процесс сгорания в цилиндре оказывает на головку блока цилиндров воздействие с большой силой. Поэтому всегда требуется соблюдать моменты затяжки и порядок затяжки болтов крепления головки блока цилиндров.

Соблюдение порядка затяжки болтов крепления головки блока цилиндров, важно для того, чтобы не допустить образования перекосов головки блока.

Варианты головок блока цилиндров:

Головки блоков цилиндров на два и более цилиндра

-изготавливаются из серого чугуна или алюминия, в зависимости от типа двигателя. В данных головках блока цилиндров, часто размещены распределительные валы. Из конструктивных соображений двигатели с общими головками блоков цилиндров всегда имеют водяное охлаждение. Как правило, в качестве охлаждающей жидкости служит смесь воды с антифризом и антикоррозионным средством.

Данные головки блока цилиндров поставляются, в зависимости от потребностей и условий ремонта:

а) в виде отдельной («голой») головки блока (оснащенной седлами и направляющими клапанов)

б) в виде головки блока цилиндров с установленными клапанами и пружинами клапанов

в) в виде головки блока цилиндров в сборе с клапанами и распределительными валами

   

Головки блоков цилиндров на один цилиндров

Головки блоков на один цилиндр применяются в большинстве двигателей грузовых автомобилей. В зависимости от модели двигателя, используются головки блоков цилиндров из серого чугуна с водяным охлаждением или головки блоков цилиндров из алюминия с воздушным охлаждением.

Преимущество заключается в том, что в случае повреждения головку блока можно заменить по отдельности.

Головки блоков цилиндров с воздушным охлаждением

Воздух нагнетается непосредственно на двигатель. С целью увеличения поверхности для отвода тепла цилиндры и головки блоков цилиндров двигателей с воздушным охлаждением оснащены ребрами охлаждения.

Преимущества:

-более простой и экономичный тип конструкции

-надежная эксплуатация

-уменьшенный вес

-отсутствие замерзания охлаждающей жидкости при низкой температуре окружающей среды