Коленчатый вал при помощи шатунов преобразует в двигателе возвратно-поступательное движение поршней во вращательное движение. Образующийся при этом вращающий момент передается на маховик двигателя.
Различают литые и кованые коленчатые валы, коленчатые валы со встроенными или привинченными противовесами.
Из-за больших нагрузок в коммерческих автомобилях рекомендуется использовать исключительно только кованые коленчатые валы.
Конструкция коленвала:
1) Носик коленчатого вала, посадочное место звездочки (шестерни)
2) Противовесы
3) Коренная шейка
4) Шатунная шейка
5) Хвостовик, фланец маховика
6) Отверстие для подачи масла
Конструктивные особенности коленчатых валов:
«Обычный» коленвал:
Пример, рядный двигатель MB OM611 4 цилиндра
Противовесы прикручены:
Пример, рядный двигатель MB OM335 6 цилиндров
Смещенные шатунные шейки:
Пример, V-образный двигатель MB OM501 6 цилиндров
Перекрученные шатунные шейки – TWISTED:
Исполнение «TWISTED»: чтобы обеспечить разные углы поворота коленчатого вала у шатунных шеек, после ковки коленчатый вал еще раз нагревается и перекручивается в местах нахождения коренных подшипников.
Пример, рядный двигатель MB OM906 6 цилиндров
Два шатуна на одну шатунную шейку:
Пример, V-образный двигатель MB OM422 8 цилиндров