Поршневые кольца: назначение, конструкция, термины

Поршневые кольца предназначены для обеспечения герметичности внутрицилиндрового пространства, т.е. для предотвращения прорыва газов из этого пространства в картер двигателя. Одновременно поршневые кольца отводят в стенки цилиндра большую часть воспринимаемого днищем поршня тепла и препятствуют проникновению масла из картера двигателя внутрь цилиндров. В современных быстроходных, отличающихся высокой степенью сжатия двигателях, поршневые кольца применяют трех видов:

  • Компрессионные поршневые кольца
  • Маслосъемные поршневые кольца
  • Компрессионно-маслосъемные поршневые кольца (комбинированные)

Компрессионные кольца. Компрессионные поршневые кольца работают в очень тяжелых условиях, они подвергаются воздействию высоких температур, работают в условиях полужидкостного трения с большой переменной скоростью скольжения, а так же испытывают воздействие значительных сил давления газов, внутренних сил упругости и сил трения. Компрессионные кольца должны предотвратить попадание отработавших газов из камеры сгорания в кривошипную камеру. Для обеспечения необходимой герметичности нужны минимальный зазор между поршнем и стенкой цилиндра, наличие в этом зазоре устойчивой масляной пленки и высококачественная обработка поверхности цилиндра и поршня. Компрессионные кольца уплотняют поршень при помощи создаваемого ими лабиринта и прижатия колец к поверхности цилиндра. Проходя через этот лабиринт, состоящий из торцевых и радиальных зазоров между кольцами и стенками кольцевых канавок, газы постепенно расширяются, вследствие чего их давление и скорость истечения снижаются.

Маслосъемные кольца. Целью их работы является максимальное уменьшение расхода масла, при постоянной и достаточной смазке деталей скольжения и одновременно минимальная газопроницаемость. Вследствие насосного действия компрессионных колец, а так же разряжения в цилиндре во время всасывания в камеру поступает масло, где оно частично сгорает. Маслосъемные кольца снимают лишнее масло со стенок цилиндров и предотвращают по мере возможности попадание смазочного масла в камеру сгорания.

Компрессионно-маслосъемные кольца (комбинированные). Компрессионно-маслосъемные кольца совмещают в себе основную функцию компрессионных и маслосъемных колец, это означает, они в основном предотвращают попадание отработавших газов в кривошипную камеру и снимают лишнее масло со стенки цилиндра. 

 

Конструкция и форма поршневых колец

Схематичное изображение колец

Расшифровка конструктивных особенностей поршневых колец

  R - Цилиндрическое компрессионное поршневое кольцо


  ET - Полутрапециевидное компрессионное поршневое кольцо


  T - Трапециевидное компрессионное поршневое кольцо 6º/15

  M - Коническое поршневое компрессионное кольцо


  SM - Коническое поршневое компрессионное кольцо с уменьшенным углом наклона рабочей поверхности


  N - Скребковое компрессионное поршневое кольцо


  NM - Скребковое коническое компрессионное поршневое кольцо

  S - Маслосъемное поршневое коробчатое кольцо с прорезями

  G - Маслосъемное поршневое коробчатое кольцо с параллельными фасками

  D - Маслосъемное поршневое коробчатое кольцо со сходящимися фасками

  SSF - Коробчатое прорезное маслосъемное поршневое кольцо

  GSF - Маслосъемное коробчатое поршневое кольцо с параллельными фасками с витым пружинным расширителем

  DSF - Маслосъемное коробчатое поршневое кольцо со сходящимися фасками и витым пружинным расширителем

  SLF - Маслосъемное поршневое кольцо со стальными пластинами

  UF - U-образное пружинное маслосъемное поршневое кольцо

  SEF - Маслосъемное поршневое коробчатое кольцо с прорезями и с расширителем

  FF - Фасонное эластичное маслосъемное поршневое кольцо

 

Поршневое кольцо: термины

     

  1. Зазор в замке ненапряженного поршневого кольца
  2. Стыковые концы
  3. Спинка кольца (напротив стыковых концов)
  4. Рабочая поверхность кольца
  5. Боковая поверхность кольца
  6. Внутренняя поверхность кольца
  7. Тепловой зазор (зазор в холодном состоянии)
  8. Диаметр цилиндра
  9. Радиальная толщина стенки
  10. Осевой зазор
  11. Высота поршневого кольца
  12. Диаметр цилиндра
  13. Внутренний диаметр канавки
  14. Высота канавки
  15. Радиальный зазор

 

Материалы для изготовления поршневых колец:

Сокращение

Наименование

CK

  Рабочая поверхность из хрома - керамики

CR

  Рабочая поверхность хромированная

FX

  Рабочая поверхность феррооксидированная

MO

  Рабочая поверхность молибденированная

NT

  Рабочая поверхность нитрированная

PC

  Рабочая поверхность с плазменным покрытием