Водяной насос: описание, конструкция

Водяной насос – или «насос охлаждающей жидкости» – обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости в замкнутом контуре системы охлаждения двигателя. В зависимости от конструкции, водяные насосы могут располагаться снаружи двигателя в собственном корпусе или в блоке цилиндров двигателя. Обычно они приводятся в действие самим двигателем.

Водяные насосы относятся к быстроизнашивающимся частям, подлежащие замене иногда несколько раз в течение срока службы двигателя. Во время ремонта двигателя водяной насос всегда следует менять из соображений технической безопасности. В случае неисправности водяного насоса двигатель перегревается, из-за чего возможны его серьезные повреждения.

Водяные насосы монтируются снаружи на блоке цилиндров двигателя и для замены водяного насоса, не требуется разбирать двигатель

Конструкция насоса системы охлаждения:

           1. Шкив насоса

          2. Отверстие утечки ОЖ

          3. Сальник вала

          4. Лопастное колесо

          5. Корпус насоса

          6. Подшипник

          7. Опорный вал

 

Водяные насосы могут быть без корпуса (рис.1) или в сборе с корпусом (рис.2). Для насосов без корпуса на блоке цилиндров предусмотрена поверхность, к которой насос прикрепляется и герметизируется уплотнительным кольцом или прокладкой. Насосы в сборе с корпусом представляют собой комплектный узел. Корпус насоса изготавливается из алюминия или серого чугуна. На корпусе насоса могут располагаться различные элементы, такие как крепления для патрубков, термостат, заглушки и т. п.

Уплотнительное кольцо (сальник) отвечает за герметичность между корпусом и опорным валом. Качество уплотнительного кольца (сальника) решающим образом влияет на срок службы водяного насоса.

Отверстие утечки ОЖ служит для отвода небольшого количества охлаждающей жидкости, просачивающейся через уплотнительное кольцо (сальник).

     

                                       рис.1                                                                                             рис.2        

Варианты привода насоса системы охлаждения:

В зависимости от места монтажа в двигателе, водяные насосы приводятся в действие через клиновой, поликлиновой ремень, ремень ГРМ или через шестерни системы газораспределения.

      

                            насос без шкива                                                              насос с приводом от клинового ремня                                            насос с приводом от ремня ГРМ